ENG

Конференция "Медиаобразование и документальное кино"

Чуть более 100 лет, а именно с возникновением кино, началась эпоха аудиовизуальной культуры, со специфическим языком, в основе которого лежат другие, невербальные коммуникативные процессы. Сегодня по уровню эффективного воздействия на человека экранные взаимодействия становятся доминирующими. По некоторым данным за последние пять лет ХХ века объем только телевизионного вещания в мире увеличился в 600 раз. Уже выросло поколение, для которого компьютер включен в бытовую среду, формирующую, наряду с телевизором, сознание с рождения.

Естественно, что особенно в последние годы во всем мире невербальный язык становится главным инструментом борьбы за влияние над сознанием человека.

Поэтому изучение аудио-визуального языка становится не менее актуальным, чем классический вербальный. Логично в этой связи было бы обратиться к базовым основам: морфологии искусства, истории аудиовизуальной культуры, в частности, истории кино, самого популярного искусства ХХ века. Единой точки зрения на методики изучения невербальных языков нет, однако предмет, в основу которого положено благое намерение научить видеть и понимать увиденное назван специалистами медиаобразованием.

История медиаобразования началась с момента выхода на экраны фильмов Люмьера. Однако именно в последнее десятилетие ХХ века в основных развитых странах, таких как Великобритания, США, Франция, Германия приняты государственные стандарты медиаобразования. В России сегодня существует лишь одна кафедра медиаобразования, в Таганрогском институте управления и экономики, которую возглавляет профессор, доктор искусствоведения, выпускник ВГИКА Александр Федоров.

Как в педагогической науке в целом, так и в медиаобразовании не существует единой, принятой во всех странах мира терминологии. Как правило, не только национальные научные школы, но и отдельные ученые разных стран предлагают свои варианты формулировок таких ключевых понятий, как "медиаобразование", "медиакультура", "медиаграмотность" и т.д. К примеру, в документах ЮНЕСКО медиаобразование (media education) понимается как "обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких, как, например, математика, физика или география"

Впрочем, несмотря на разночтения, можно смело утверждать, что самое сильное влияние на формирование западной терминологии, теории и методики медиаобразования, оказал британский ученый Л.Мастерман, считающий, что цель медиаобразования заключается не только в воспитании критического мышления, но и "критической автономии" личности по отношению к медиатексту.

Однако отметим, что такой вариант формулировки подходит к определению цели любого образования (без ссылки на медиа).

История кино – это история попыток сформулировать основные принципы экранного языка. Поэтому в основу базовых методик медиаобразования необходимо положить достижения кинообразования. Сегодня выпускники ВГИКА в основном находят работу на телевидении. Это справедливо, потому что именно на основе шедевров мирового киноискусства формируется вкус и профессиональная требовательность к экрану, закладывается структура профессиональных навыков владения языком аудиовизуальной культуры.

В земле Саар (Германия), например, министр образования одновременно министр культуры. Воспитание на примере лучших образцов культуры – основополагающий принцип гуманитарной практики общества. 

Каким будет медиаобразование в нашей стране, вопрос перезревший. Необходимы срочные совместные усилия педагогов, психологов, методологов, историков кино и профессионалов кино и телевидения для выработки в кратчайшие сроки основ государственного стандарта по медиаобразованию.

Чему учат на уроках литературы? В конечном итоге, умению понимать жизнь и людей, этическим нормам человеческого общежития. Этому же учат и лучшие кинофильмы. Поэтому представляется, что в будущем уроки медиаобразования будут стоять рядом с уроками литературы. Встает вопрос, что показывать? Конечно шедевры мирового кино. Но в этой связи необходимо отметить, что игровое кино всегда развивалось как бизнес. Как в любом бизнесе в его задачи входит максимальное получение прибыли. Поэтому режиссерами игрового кино была изобретена универсальная формула кассового успеха, в основе которой лежит манипулирование базовыми инстинктами, такими как секс, насилие, страх.

Сегодня неигровое кино - это вид киноискусства, объединяющий документальные, научно-популярные, учебные, образовательные фильмы вне зависимости от носителя: кинопленки, видео или цифровых дисков.

В самом термине «неигровое» заложено противопоставление, отличие от «игрового», развлекательного, коммерческого кино.

В отличие от игрового кино, природа документального фильма лежит в поле этических норм обыденной жизни.

Документальный фильм, как правило, это отрезок жизни живого героя, сформулированный авторами по законам драматургии. То есть, документальное кино – это срез реальной жизни, снятый методом наблюдения. За этим стоят месяцы, а то и годы труда авторов для того, чтобы подготовить фильм к просмотру, к встрече с аудиторией. Документалисты погружены в гущу жизни, их фильмы насыщены фактурой, дышат не придуманной средой. Экран как увеличительное стекло приближает, позволяет обратить внимание на детали реальной жизни, в которую погружен сам зритель, часто этого не замечая. Впечатления зрителя документального кино не что иное как реакция на актуальные проблемы сегодняшней жизни, проекция его личного опыта на жизненный опыт героев и авторов фильма.

Экранное время - это время внутреннего диалога зрителя с авторами и героем фильма. Как правило, после просмотра у зрителя остается много вопросов, которые он хотел бы задать.

Это состояние зрителя – поле для эффективной работы социального психолога, педагога, экспертов и специалистов.

Главная задача медиаобразования – создать такое поле. 

Сегодня в России по разным подсчетам находится «на полке» от 15 000 до 20 000 неигровых фильмов, снятых в нашей стране, о наших людях, наших проблемах. И эти фильмы не могут найти своего зрителя. Это вызвано тем, что с распадом СССР произошел развал системы проката документального кино, которое было ангажировано авторитарным режимом и выполняло задачу пропаганды. С другой стороны, в девяностые годы прошлого века началась смена технологий производства кино, театральный прокат практически исчез, другие формы оказались невостребованными по причине отсутствия у государства внятной идеологии и средств.

Киноклуб «Флаэртиана», главный учредитель и организатор которого киностудия «Новый курс», существует в Перми как постоянно действующая площадка МКФ «Флаэртиана» с 1995 года и обеспечивает возможность просмотров документального кино в период между проведением кинофестиваля. 

Как показал опыт, который приобретен в рамках работы киноклуба в киносалоне «Премьер» в Перми, во время фестиваля, на выездных просмотрах в школах и клубах Пермской области, других площадках, учителя, работники культуры и, самое главное, школьники живо воспринимают новую форму просмотра, готовы к обсуждению и заинтересованно реагируют на документальное кино.

По мнению авторов проекта, опыт киноклуба "Флаэриана" может быть легко воспринят в других регионах России. Средой, в которой возможно продолжение опыта создания модели медиаобразования, основанного на просмотрах документального кино, могут быть университеты, киноклубы, библиотеки, учреждения культуры, система кинопроката. В условиях, когда не существует государственного стандарта медиаобразования, работа киноклубов может стать формой дополнительного образования, экспериментальной площадкой для создания методик на базе просмотров неигрового кино при создании государственного стандарта медиаобразования. Организаторами и ведущими могут стать профессиональные педагоги, работники культуры, все, кто любит и умеет смотреть документальное кино.

Как может выглядеть система медиаобразования, которая использует для создания своих методик документальное кино? Об этом наш сегодняшний разговор.

Павел Печенкин