+7 (342) 241-38-02
+7 (342) 241-38-02Позвонить
ENG

Все новости

Триллеры подводного течения времени — российские премьеры фильмов из любительских съемок на «Флаэртиане»

В этом году на Международном фестивале документального кино «Флаэртиана» снова покажут фильмы программы «Замочная скважина времени», посвященной любительской кинохронике. В прошлом году это была коллекция съемок из Франции и Перми 1940-70-х годов, а в этом — две полнометражные российские премьеры картин из Бразилии и Израиля, отобранные кинокритиками и кураторами Мариной Дроздовой и Александром Киселевым. 

«В этом году в программе — два документальных фильма, полностью построенные на любительских съемках. И полностью нацеленные на то, чтобы проанализировать и продемонстрировать публике манипуляции, которыми не брезгуют — а иногда ставят своей целью — добропорядочные люди с киноаппаратами, называющие себя кинолюбителями.  Они как правило весельчаки, но не всегда их цели праздные — как то: день-рожденный торт, лопотанье бутуза, свадебный переполох, пикники.  Будем начеку: частенько они поддаются искусу подмены реальности. Нежная «клюква», безобидная ретушь реальности — скажем, запечатлеть в семейном киноальбоме бутафорскую историю семьи: тотальную путаницу улыбок и надутых губок. И все эти хитрости и  уловки — в безмятежных на вид кадрах. Однако, не дайте себя обмануть. «Камера доктора Морриса» и «Частная хроника» — два киноромана, которые по-разному повествуют об обманчивости и иллюзорной достоверности любительских съемок», — говорит куратор программы Марина Дроздова. 

Картина бразильского режиссера Янаины Нагата «Частная хроника» был показан на одном из главных мировых документальных фестивалей IDFA и получил номинацию на премию IDFA ReFrame в области звука и изображения. Этот фильм — исторический детектив. В 2018 году Янаина Нагата купила в интернете старую катушку для 16-миллиметрового проектора. Оказалось, что в нем был отпускной фильм о паре и их маленькой дочери в Южной Африке. Оцифровав эту, казалось бы, безобидную съемку семейных каникул, режиссер прямо в фильме показывает, как проводила исследование запечатленной реальности в открытых источниках (гуглила людей на портретах, вывески, названия отелей и магазинов) и зрителям постепенно открывается ужасающая система дискриминации коренного населения и их борьба за освобождение. 

Совершенно по-другому трогает картина «Камера доктора Морриса» режиссеров Итамара Алкалай и Мейталь Звиели. Это хроника семьи доктора и его жены-англичанки, пара поселилась в Израиле в 50-х, и стала известной благодаря тому, что держала дома в саду настоящего крокодила. Доктор Моррис снимал свою семью всю жизнь и уже взрослые дети и родители комментируют приватные кадры, рассказывая о трудностях и незабываемых моментах, которые они вместе прошли. Однако Марина Дроздова замечает, что и эта идиллия обманчива: «Новаторы, филантропы, эксцентрики, которые развели в пустыне роскошный сад и приютили в качестве домашней живности пару крокодилов – Моррисы стали уникальными персонажами региона и времени, «квинтэссенцией» местного общества. Навсегда оставшись «истинными британцами» с пятичасовым чаем. И, например, парадоксальным запретом детям изучать иврит. Немного шпионы? Энтузиасты благотворительности? Дипломаты? Врачи без границ? Границ тут в песках нет…»

Посмотреть эти фильмы зрители смогут в сентябре на фестивале. Расписание и билеты появятся на сайте.