+7 (342) 241-38-02
+7 (342) 241-38-02Позвонить
ENG

ФЛАЭРТИАНА–2016

МКФ «Флаэртиана» прошёл в Перми с 16 по 23 сентября. В общей сложности в международном конкурсе «Флаэртианы – 2016» принимали участие 15 фильмов, в национальном – 19, в студенческом – 16. 

В этом году отборщики «Флаэртианы» отсмотрели почти 700  лент – это на 100 больше, чем год назад. Кроме того, поиск картин шел на крупнейших кинофестивалях по всему миру. Членами отборочной комиссии были шеф-редактор телеканала «Культура» Виктория Белопольская, кинокритик Марина Дроздова и руководитель мастерской режиссуры документального кино во ВГИКе Борис Караджев.

Президент фестиваля «Флаэртиана» Павел Печенкин охарактеризовал международную программу фильмов как антропоцентричную: «Темы картин меняются в связи с изменениями окружающей среды, они отражают изменения мира и людей в связи с этим. Главная мысль всех работ: человек – мера всего. Это принцип отбора фильмов на конкурс и логика всего фестиваля, которая провозглашена в эстетике Роберта Флаэрти».

Статуэтку «Большой золотой Нанук» и денежный приз 250 тысяч рублей международное жюри во главе с режиссером Дугом Блоком присудило документалисту из Нидерландов Тому Фассарту за ленту «Семейное дело».

Приз за оригинальное художественное решение - «Серебряный Нанук» вручен российскому фильму «24 снега» режиссера Михаила Барынина. «Серебряный Нанук» за открытие новых тем и новых героев завоевала также лента «Сонита» (режиссер Рохсаре Гаем Магами, производство Германия, Швейцария, Иран). Режиссеры обоих фильмов получили по 75 тысяч рублей. Жюри международного конкурса «Флаэртианы» отметило Специальным упоминанием картины «Чем ближе мы становимся» (Карен Гатри, Великобритания) и «Встречайте, Принцесса Шоу» (Идо Хаар, Израиль).

Зрительское голосование определило в качестве лучшего фильма «Флаэртианы» «24 снега» - приз зрительских симпатий достался Михаилу Барынину (Россия).

«Малый золотой Нанук» и 25 тысяч рублей за лучший фильм национального конкурса «Российская «Флаэртиана» присуждены Денису Шабаеву с лентой «Чужая работа». Специальным упоминанием за живописность образа жюри национального конкурса «Флаэртианы» отметило фильм Вероники Соловьёвой «Из другой жизни».

За многослойность и операторскую работу специального упоминания жюри удостоен также фильм «Земля Иосифа» (режиссер Павел Медведев). Третье Спецупоминание национального жюри - за вклад в формирование городской идентичности: фильм Евгения Григорьева «Напротив левого берега».

Вручил свой приз с формулировкой «за актуальность и точность раскрытия темы» и оргкомитет фестиваля, его получила Наталия Гугуева за фильм «Форсаж. Возвращение».

В конкурсе студенческих фильмов главный приз и 20 тысяч рублей завоевала дилогия «Американская мечта» и «Дым Отечества» Андрея Ананина. Пермячка Олеся Епишина удостоилась Спецупоминания жюри за режиссёрскую интуицию в работе над лентой «Сама дура!» Специальные упоминания студенческого жюри получили также фильмы «Скоро на «Первом» (режиссеры Нозанин Абдулвасиева и Анастасия Сергеева) - за актуальность, и фильм Дарины Умновой «Любовь на миллион» - за портрет героини нашего времени.

 

 

 

Официальный постер фестиваля. Автор: Наталья Макарихина

Лауреаты

Жюри

Программа

Международный конкурс

Российская Флаэртиана

Студенческий конкурс

Спецсобытия

Лекции и семинары

Партнеры

Хроники фестиваля

Пресса о фестивале

«Роберт Флаэрти был великим манипулятором!»

Беседа с американским режиссёром Дагом Блоком о ключевых трендах современной документальности.

Программа «Красный человечек»: гость Сергей Мирошниченко

«Мы должны выбраться из сектантства, мы превратились в секту в России, в секту неких документалистов — вот мы избранные, вот только мы знаем истину в последней инстанции. А зрители, которые нас не хотят смотреть, они уроды недоделанные», — Сергей Мирошниченко, режиссер-документалист

Корнелия Клаус: Какие-то фильмы останутся, а какие-то окажутся на свалке истории

1 ноября стартует «Эхо Флаэртианы». А мы публикуем интервью с Корнелией Клаус, членом отборочной комиссии немецкого фестиваля документального кино DOK Leipzig, которая привозила на Флаэртиану несколько фильмов. Говорили, конечно, о кино.

Кино как жизнь: в Перми показали фильмы фестиваля DOK Leipzig

Китаец, купивший целую авиабазу в Германии, изношенный отель в баварских Альпах, дающий кров беженцам со всего мира – невыдуманные истории из жизни, которые фантастичнее придуманных историй. Такие ленты можно редко увидеть на ТВ. Фестиваль документального кино и анимации DOK Leipzig презентовал в Перми свои лучшие фильмы.

Школа: затычки в ушах

О картине кинорежиссёра из Омска Владимира Головнёва «Два детства» с уважением говорили в кулуарах «Флаэртианы»

Том Фассарт: Я всегда пытаюсь показать, что не всё лежит на поверхности, нужно уходить гораздо глубже

Неделю назад в Перми были подведены итоги МКФ «Флаэртиана — 2016». Обладателем гран-при стал Том Фассарт — режиссёр необыкновенной картины «Семейное дело». Незадолго до объявления имён победителей мы поговорили с ним о ключевых моментах документального кино, времени, интимной реальности и ментальных погружениях.

Бен ван Лисхаут: В России снимать просто, если ваш русский продюсер не знает слова «Нет»

Лисхаут дважды добровольно ссылал себя в Сибирь. Его узнают в глубинке, куда он периодически наведывается с камерой наперевес. Бена не смущают ночёвки на вокзалах, ему нравятся кафетерии, и он считает, что работать в России достаточно просто. И, казалось бы, логичнее было сначала спросить голландского режиссёра о фильмах, снятых в России. Но так уж случилось, что 10 лет назад знакомый оператор в Праге показал мне голландский фильм «Зона», акцентируя на удивительной режиссёрской задумке, когда камера весь фильм смотрит на происходящее глазами водителя. Готовясь к встрече с именитым гостем «Флаэртианы», я обнаружила, что мой собеседник — автор этого фильма. Открытием я и поделилась с Беном ван Лисхаутом, чем, похоже, приятно его удивила.

Спорт - аналогия войны. В Перми показали документальный фильм про Олимпиаду

Картину «Кольца мира» Сергея МИРОШНИЧЕНКО, уже получившую спортивный «Оскар» в Палермо как лучший неитальянский фильм, показали на международном фестивале документального кино «Флаэртиана».

Том и Марианна

Почему фильм голландского режиссёра «Семейное дело» воспринимается как русский?

Фестиваль "Флаэртиана" в Перми: наши Нануки среди наших льдов

В Перми в пятницу завершается XVI Международный фестиваль документального кино "Флаэртиана". Больше всего он похож на садовника: преображает природу вокруг. Культивирует почву. Ведет селекцию. Методично, упорно, интеллигентно. Учитывая географию. Невзирая на северный климат и погодные условия.

Счастье за Уральскими горами

О международном фестивале «Флаэртиана» говорят всё чаще, громче и не только в России. «Флаэртианой» как в Перми, так и в Европе интересуются режиссёры-документалисты, увлечённые контр-идеей Петра I – показать Европе Россию. В их числе член жюри, голландец Бен ван Лисхаут, который привёз на фестиваль две картины. Одну из них – «Сибирские зарисовки» – покажут уже сегодня, 21 сентября.

Наши страхи: о фильме, показанном на открытии фестиваля «Флаэртиана»

Наш зритель верит в миссию пермской «Флаэртианы» как последнего пристанища гуманизма в эпоху диктатуры экономики. Только там, в киноцентре «Премьер», можно увидеть подробное и умное кино про нашу жизнь, запечатлённую всевидящей камерой навеки. И моя жизнь тоже интересна, и про меня можно снимать кино, и я тоже что-то значу — так думает наш зритель, и он прав. Потому что я тоже так думаю.

Разговор, который мог бы произойти

На международном фестивале "Флаэртиана" прошёл специальный показ новой ленты Джошуа Оппенхйамера "Взгляд тишины". «Зачем помнить, если воспоминания лишь причиняют боль?» – одна из строчек песни, звучащей в самом начале фильма. «Взгляд тишины» – новая работа Джошуа Оппенхаймера, продолжение картины «Акт убийства». Но это не продолжение сюжета, а продолжение осмысления трагедии второй половины 60-х в Индонезии во время военного переворота.

Медиашкола и другие doc.уроки

Ошибок не бывает — только уроки. В медиаобразовательных проектах «Флаэртианы» этот философский принцип воплощается во множестве форм. Цель образовательных проектов с использованием документальных фильмов — воспитание компетентного зрителя, который сможет стать режиссёром. Тому, с чего начиналось и как устроено просветительское направление «Флаэртианы», посвящено интервью-очерк с руководителем отдела медиаобразования «Пермкино» Ольгой Ахмедзяновой и куратором фестиваля «Вуз-Флаэртиана» Владимиром Бересневым.

«Кольца мира»

17 сентября в рамках МКФ «Флаэртиана» состоится пермская премьера фильма «Кольца мира». Нам удалось посмотреть его заранее, после чего мы решили зафиксировать свои размышления, чтобы стало понятно — увидеть эту картину должен каждый.

Столица документального кино

Павел Печёнкин, открывая традиционную пресс–конференцию для журналистов, назвал программу предстоящего события «блестящей». Бессменному президенту фестиваля можно верить – тем более что он просмотрел 90% всех отобранных для показа фильмов. В целом в этом году отборщики международной программы «Флаэртианы» отсмотрели почти 700 лент – это на 100 больше, чем год назад.

Фестиваль «Флаэртиана» презентовал полную программу

С 16-23 сентября в Перми пройдёт фестиваль документального кино «Флаэртиана». В этом году будет представлена обширная образовательная программа на Пермском форуме медиаобразования и профессиональном клубе Flahertiana Workshop, а кроме трёх конкурсных программ: международной, национальной и студенческой, пройдут ещё шесть спецпоказов и целых семь особых кинопрограмм.

Сергей Мирошниченко: Мой фильм о том, каков правильный путь

Режиссёр-документалист, член жюри фестиваля «Флаэртиана» — о том, как снимался официальный фильм Олимпиады-2014

Неделя «Флаэртианы»

«Кольца мира», «Земляк» и «Американская мечта»: рейтинг фильмов документального фестиваля в Перми по версии Business Class.

Гид по фестивалю документального кино «Флаэртиана». Версия 2016 года

В 2016 году автору этой статьи посчастливилось отсмотреть все фильмы для будущих показов заранее. Поэтому мы с уверенностью заявляем, что характерный для флаэртиановского кино приём длительного наблюдения позволяет режиссёру, руководствующемуся художественными принципами отца «Флаэртианы», создавать ещё и необыкновенные пейзажи — внутренние ландшафты героев во взаимодействии с окружающим миром затягивают в свои глубины так настойчиво, что вынырнуть сразу после просмотра удаётся не всегда. Что же обещает шестнадцатый по счёту МКФ? «Звезда» решила немного осветить грядущее.

Патриотизм: выполни и застрелись

В национальной программе приближающейся «Флаэртианы» есть необычный фильм о военных лётчиках. Автор — Наталия Гугуева, главный режиссёр дирекции общественно-политического вещания ОАО «Первый канал», лауреат и номинант национальных премий, призёр международных и российских фестивалей. Название киноленты — «Форсаж. Возвращение».

Проводники реальности

Через несколько дней, 16 сентября, откроется XVI Международный фестиваль документального кино «Флаэртиана». Этой информацией владеют многие читатели новостей. Но что сегодня стоит за названием, которое двадцать лет назад мало кто умел выговаривать? «Флаэртиана» выросла из разряда форумов, где раз в год можно увидеть программу авторского документального кино. Это не её размер. Какой — её? Фестиваль стал социальным феноменом, развивающей и образовательной средой для людей, мыслящих самостоятельно, и тех, кто приходит этому научиться. Как это измерить? При чём тут кино? И почему «Флаэртиану» уверенно можно назвать пермским Оксфордом?

Хай-тек-сказка: «Кольца мира» в ракурсе «Флаэртианы»

По традиции члены жюри международного кинофестиваля «Флаэртиана» привозят в Пермь свои новые фильмы. Премьерный показ фильма члена жюри Сергея Мирошниченко «Кольца мира» состоится в кинотеатре «Синема Парк». Своими впечатлениями от предварительного просмотра делится с читателями «Нового компаньона» писатель Владимир Киршин.

Кинопремьеры сентября: «Флаэртиана»

Сентябрь в Перми – время неигрового кино. Причина тому – международный фестиваль «Флаэртиана», который в течение недели будет знакомить пермского зрителя с лучшими документальными лентами года. Программа киносмотра настолько насыщенна и уникальна, что на время отказаться от любимых игровых картин согласен и рядовой зритель. Главный координатор фестиваля «Флаэртиана» Алина Стабровская выбрала яркие и интригующие фильмы конкурсной программы, которые придутся по вкусу любому.

Павел Печёнкин: «Флаэртиана» – это как самое яркое событие такое, международного уровня»

«Нужно взять камеру, написать сценарий, снять фильм и заявить его на любой из наших пермских фестивалей. «Флаэртиана» – это как самое яркое событие такое, международного уровня», — Павел Печенкин, кинодокументалист

Павел Печёнкин: Взгляд документалиста на жизнь через призму кино интересен во всем мире

О том, как мы вписываемся в общую картину мирового документального кино и зачем знакомим своего зрителя с лучшими лентами европейских фестивалей, мы беседуем с Павлом Печёнкиным, президентом международного фестиваля документального кино «Флаэртиана».

БЕН ВАН ЛИСХАУТ: СНИМАТЬ В РОССИИ НЕ ТРУДНО

В сентябре независимый голландский режиссёр, продюсер и сценарист Бен ван Лисхаут представит пермякам два своих фильма на фестивале документального кино «Флаэртиана». Первая лента — «Инвентаризация Родины» — красочная визуальная и музыкальная ода России. Второй фильм – роуд-муви «Сибирские зарисовки». «Пермская трибуна» публикует размышления Бена ван Лисхаута о документальном кино и сьемках в России.

Утренний гость. Флаэртиана

В гостях - координатор службы международных отношений Анастасия Алыпова

Киноблог. Фильм о сочинской Олимпиаде: воспоминание о мире

На экраны 40 российских городов вышел официальный фильм cочинской Олимпиады "Кольца мира" Сергея Мирошниченко. Мощная и глубокая картина, технически беспрецедентная в нашем нынешнем кино. Она больше, чем про спорт и силу духа. Автор тоскует о стране, которая еще не была изгоем.

Властелин колец. «Кольца мира», режиссер Сергей Мирошниченко

Когда Лени Рифеншталь работала над своей «Олимпией», многие удивлялись, зачем кому-то пересматривать на большом экране спортивные состязания двухлетней давности. Прошел почти век, а к фильму Сергея Мирошниченко «Кольца мира» вопросов не меньше.

СКАЧАТЬ КАТАЛОГ (PDF, 46.20 MB)