RUS

by VICTOR E. MATIZEN

DEAR COLLEAGUES!

On the last congress of cinema-makers  the secretary of the Goskino, famous for his sharp wits, suggested that they adopt the honorable title of «the Invalid of Brain Work». I suppose many of us could claim this title, and at the same time I suggest that we address each other appropriately: «Cripple Matizen», «Cripple Roshal», «Cripple Kosakovsky», etc.

When a seminar lasts for a long time, a lot of remarks accumulate «a parte», so I’ll start with them. 

Particularly, I would like to say that the Geizenberg-Bohr criteria (CGB) can also be applied to the language: the more precisely you speak on one aspect, the more another one becomes obscure. The closer to the object, the further from the subject, and vice versa. Say, Cripple Gutin  very expressively described himself, but the subject he spoke on was as obscure as the Universe.

After Cripple Aristov’s  lecture the question about the eternity arose. In St. John the Theologian’s Revelation an angel says that «there will be no Time anymore». There is no time anyway, but from the moment the solemn sitting of the Doomsday’s assizes starts, it won’t exist as such.   In the cinema, by the way, there is the model of stopped or eternal time - it is Stalin’s cinematography, which incarnated not the changing historical reality but its stable image in the way it appears to the mind’s eye of every believing communist, sorry for this tautology. That’s why, by the way, all the efforts to expose this cinema are useless.

And again my remark to Cripple Gutin: not any kind of cinema is performative, that is ordered or normative. It was not for nothing that the Chief used to say that the cinema is the illusion that imposes its own laws on life. Although if it occurred to some fool to really follow the models imposed by the cinema, he would right away find himself in the less remote from Perm parts, where we so lovely spend the lacking time.

Cripple Prozhiko asked Cripple Shemyakin how many interpretations can be extracted from Cripple Kosakurov’s creative work. The deeply scientific answer to this fundamental question sounds like this: «It depends.» On what? - you’ll ask. On where you extract these interpretations from - frames or the emptiness between them. The emptiness is fraught not only with  quarks for Mr. Clark but also with senses. From frames  the necessary senses are extracted, from the emptiness between them -  the admissible.  The former can be withdrawn from the film, the latter can not, but they do not contradict it. The necessary senses belong to the film, the admissible - to the interpreter. Sucking the senses out of the Emptiness is equivalent to blowing them into it and can be illustrated by a popular gag: a doctor shows a patient squares, one by one, with one, two and three rectangles inside of them and suggests that the patient describes the images appearing in his mind. «A room, a bed, a naked woman. A room, two beds, two naked women...A room, a bed...My God, doctor, you are a sexual maniac!» By the way, men more tend to interpret frames, women - what lies between them.

The famous «Kuleshov’s experiment» just illustrated blowing sense into a frame gap. The face of Moszhukhin in the first frame and a bowl of soup in the second have formed the idea in spectators’ minds that the man is hungry. In the film «The Bliss» by Cripple Mansky, who is absent today, they slaughter a pig. There are given  the sequences where women seem to watch it. Cripple Gutin has come to the conclusion that the reflected sacrifice of the pig Vaska is more artistic that its direct demonstration. But the women had been filmed the day before in an absolutely different environment. I am saying it as a man who was standing off screen during the shootings. By the by, Cripple Voronov, who splendidly shot this film, for some reason missed out  the most expressive moment in that scene: after Ampley  first time stabbed Vaska with a knife, it gave a frenzied shriek as if being slaughtered, fell down, got up, scarcely able to stand, and feverishly started eating the grass, erupting blood and urine at the same time. I want to say that if the naturalistic shooting was continued, the fixation of the fact could create an artistic quality.

By the way, it’s not true that when Pilatus in St. John’s Gospel asked Christ: «What is the truth?» - Jesus gave no answer. It was the author who gave no answer, and into this famous biblical Silence between the lines, so expressively described by Charles Auerbach in «Mimesis», we are blowing our senses.

The lecture of  your Cripple Matizen perhaps may be called «An empty stretch as the basic model of the film’s interpretation». For starters, I will show how two models of the subjective time, which were mentioned in our first «Kama-s-utra»,              are inscribed into the stretch. They are both connected with Xenon’s first aporia. It sounds as follows: to walk a stretch of a way, one must  walk its first part; to walk its first part, one must walk its quarter, etc., but this process never ends. One can also formulate it in a different way: to walk a stretch, one must walk its first part, then another quarter, then one-eighth, etc. Indeed, the paradox is that one can walk this stretch, but can not enumerate all the indicated stages of passing. The refutation of Xenon’s law is not that one wise man  started walking in front of another but that he started walking without a word: if it occurred to him to describe at the same time his steps, he wouldn’t finish till the end of times.  Xenon’s aporia in some sense is connected with the subjective time. So, our first «Kamasutra» stated that human life in a subjective experience  is accelerated from the beginning to the end. It may be described in the way that its second part lasts for a man as long as the second quarter which lasts as long as the second one-eighth, etc.

The second model is the model of suspense. Thus passes time in train, in sauna, when outstaying someone under water, when one needs badly to use the WC which is very far, and also during a seminar when an audience can’t wait for a lecturer to finish. Here the first part of the lecture lasts as long as the third quarter which lasts as long as the seventh one-eighth, etc. 

Now let’s depict on the stretch the model of real time which passes in the documentary which is shot - to make it simpler - without rapids, with one camera. Let’s divide the stretch at our own choosing into parts and paint them consecutively red and black. The beginning of the first red stretch is the physical time of the beginning of the first shot and included into the film frame, let’s say, the 19th of January, 1998 at 3.45pm, the end of this stretch is the physical time of its end, let’s say, five minutes later. The first black stretch is the physical period of time between the end of the first frame and the beginning of the second, and so on. The last stretch is the last frame and, naturally, it must be red.  

This, I am saying that again, is the real shooting time of the film which consists of red frame intervals and black  hiatuses between the frames.

There are three possible variants of the correlation between the general length of frames and the general length of hiatuses. The total length of frames is the length of a film which varies between several minutes and an hour and a half. I am not considering series here.

In the first case the sum of hiatuses equals zero. This corresponds a one-frame film (without montage gluing) - like «Ten Minutes Older» by Hertz Frank of its Pechonkin’s remake «The Game».

In the second case the sum of hiatuses is of the same length with the film. On the whole, this is the case of almost continuos, uninterrupted  time, although it may be proved otherwise with clock hands, changing clothes, etc.

In the third case a much longer period of time passes between  frames than inside of them. This is the case of continuos cine-observation about which Cripple Muratov spoke. Here frames, considering their relatively brief duration, can be denoted as dots on a time stretch.

Now let’s see how the interior time  of the film passes when frames are edited not in a temporal but in an artistic sequence. In other words, I am going to draw the transformation of the plot into the story. Let’s choose a frame that will be the first one in the film, and from its end we’ll draw a curved arrow to the beginning of the second frame, from the end of the second frame - to the beginning of the third, and so and so forth. At the same time on top we’ll draw arrows that go in the direction from left to right, that is ‘real time-wise’,  and on bottom - those that go ‘counter-real time-wise’. What we a have is a curve that consists of arcs. I would only like to mention that the idea of this curve occurred to me while I was reading the classical work  on  Ivan Bunin’s «Light Breath» by Lev Semyonovich Vygotsky; Bunin has already been mentioned today by Cripple Shemyakin. Vygotsky’s discovery was, as you remember,  that  the artistic form cancels (not in the photographic but in Hegel’s sense) the impression of the material. The material makes a heavy and obscure impression (which in the story remains canceled), whereas the story frees of affect or creates catharsis. Vygotsky was the first one to draw the line between the plot and the story, but he used two stretches - the plot stretch and the story stretch which he placed as parallels above each other, and draw arrows from the first to the second.

Mind you that in the film hiatuses often are of no less importance than frames - not only because the sense reads there but because the aesthetic effect is produced by the time leap itself. Besides, as Cripple Aristov fairly pointed out, this leap of time can only be noticed by space changes inside of a frame. The greater is the space differential, the greater is the aesthetic shock - all known rules of frame montage and movements inside of frames are based on that.

Now I will quote Eisenstein’s thought. He takes as an example Pushkin’s quatrain: «That one is knocked over with a mace, another one is hit by a light arrow, and this one, held down by a shield, is trampled by a furious steed.» The piece doesn’t seem very significant. And only such pathologically thoughtful man as Sergey Mikhailovich could wonder why the weapons were placed in the poem in this particular order. He found the following explanation: he assumed the light arrow as weight 1, the heavier mace as weight 2, and the heaviest steed - as weight 3, and declared that the aesthetic affect of the whole scene equals the sum of «leaps» from  the weight of one weapon to the weight of another. If we place them so that the weight gradually increases, that is arrow-mace-steed, the total effect will be 1+1=2, but the way Pushkin put it the effect equals 1+2=3. One can not obtain a greater result. Eisenstein also compared this optimal artistic effect with the way a man, to hit a ball harder, first swings back his leg and only then hits the ball.

            The situation can easily be generalized; we get any number of «weapons» or «frames» if we attribute an artistic effect of certain value to every montage gluing and set the task to find the sequence of gluings which gives the greatest total effect.  Mathematically this task does not differ from laying the longest route through the cities, marked on the map, because to every pair of cities corresponds a certain distance between them. In our case the frames-«cities» are placed on one line, and the aesthetic effect from gluing two remote in real time frames can be compared to the length of the time interval between them.   Our task is to draw the longest route of arcs passing through the marked points.

            Not immersing into all the computations, I’ll tell you the result: the optimal route has a spiral-like form, starting from the middle point and then jumping back and forth.  Among the curves there are parables and pissoids, i.e. the curves that people make when they pee. I modestly suggest we call this highly artistic spiral the matizoid.

            This is the model of non-stretchable, inconvertible inside of a frame, one camera time. With a  greater number of  cameras it is necessary to take a few time stretches, mark frames that were shot with one camera on each one, and connect the frames with montage arrows. Accelerating, decelerating and reverse motion of time should be marked specially. An interesting paradox: it seems that if you show the film «Ten Minutes Older» backwards, from the end to the beginning, what you get is the anti-film «Ten Minutes Younger». But in fact, what you get is the same film - especially if you don’t pay attention to the music. By the way, the actual number which is reverse to itself is one. Frank’s film is the unit of measurement of the documentary cinema.

            It is of no less interest that this film is the only one that equals its «mirror» reflection: imagine the same kind of ten-minute film about the same boy who’s watching «Ten Minutes Older» - it would be actually the same film «Ten Minutes Older». It is possible to make a whole sequence of films-reflections: 1) the one who’s watching something (even his own reflection in the mirror) 2) the one who’s watching the one who’s watching something 3) the one who’s watching the one who’s watching the one who’s watching something, and so forth.

            Concerning this, I think there is a point in showing one more axis - the axis of subjective time of the one who’s watching the film, i.e. the time of the spectator. We all know from experience that in fact a short frame sometimes may seem eternally long, while a long film seems to last an instant which is also no good since everything converges at one point, like in a music video. A perfect cinema is the cinema whose inner time is isometric to the time of the spectator.

            Principally non-linear time I’ve noticed here only in one film, «Lyoshka’s meadow» by Cripple Pogrebnoy. It is the scene where they show a close-up (three quarters of screen) of a TV set  where is played an amateur video film made by one of the characters. If they showed that video film on full screen, we could mark it on the synchronic parallel axis and show montage with arrows. But the whole point is that here is given «the past in the present». The same situation would occur if the characters watched one of the earlier parts of the same video film, and in this TV set could be seen one more TV set, and so on.

            With this silly but absolutely real infinity I’d like to finish my lecture because otherwise I couldn’t finish it - just like Xenon’s traveler can never end his journey with its synchronic description. But I won’t finish it because there’s still something I’d like to say.

P. S. Digressing from the cinema for the sake of the no less pleasant topic of the mentioned joke about who is actually the sexual maniac, mind you that the interpretation of the scheme of the stretch with the arcs depends on the degree of the rapporteur’s depravity. I mean, let us suppose that the beginning of the stretch represents the birthday of a representative of the fair sex, and the end - her dying day. The first point is the moment of the beginning of her love life, the last point is the moment of the end of it, and the interval between them is called amorous. The first arc is the time of her first love affair, the second arc represents the time of her second love affair, and so on. Now a few definitions: a lady is called non-idling, if at least one arc passes over every point of the love stretch.  The lovers are called partners, if their arcs  pass over at least one common point. One lover dominates over another, if his arc totally covers the arc of another. A lover is called dominant, if he dominates over all the partners. A lover is called global or super-dominant, if his arc stretches over the whole love interval.  A lady who has a global lover is called relatively faithful. A lady whose love arcs do not have any common points under them is called locally one-loving. Any amount of one lady’s dominants is called her intimate circle. The total amount of the lengths of all the stretches under the arcs is called love time. The ratio of love time to the length of the love interval is called the intensity of love life. The average number of lovers throughout all the interval is called the average density of love life. What would you call a lady whose love time is longer that her life time? Let it be your home task. Cripple Shemyakin’s favorite toast: «Let’s drink to my health because if I am healthy, all women of our town will be healthy. If all women of our town are healthy, all men of our town will be healthy. If all men of our town are healthy, my wife will be healthy. And if my wife is healthy, it means I will be healthy, too!» draws a classic love noose. 

Let this brief introduction to my mathematical «Theory of Love Liaisons» be a brief conclusion of today’s «Kamasutra».

ENG

Доклад "СЮЖЕТ И ФАБУЛА: РЕКОМБИНАЦИИ ЛИНЕЙНОГО ВРЕМЕНИ" (В.Э. МАТИЗЕН, Москва)

Уважаемые коллеги!

На последнем съезде кинематографистов известный своим остроумием председатель Госкино предложил ввести почетное звание “Инвалид умственного труда”. Я думаю, что многие из нас могли бы на него претендовать, и предлагаю одновременно ввести соответствующее обращение друг к другу: “Калека Матизен”, “Калека Рошаль”, “Калека Косаковский” и т.д.

Когда долго сидишь на семинаре, всегда накапливаются реплики a parte, так что я с них и начну.

В частности, замечу, что критерий Гейзенберга-Бора (КГБ) распространяется и на язык: чем точнее говоришь об одном аспекте, тем больше расплывается другой. Чем ближе к объекту, тем дальше от субъекта и наоборот.

После выступления калеки Аристова возник вопрос о вечности. В Откровении Иоанна Богослова ангел говорит, что “Времени больше не будет”. Его, правда, и так нет, но с момента начала торжественного заседания выездной сессии Страшного Суда его не будет как такового. В кино, кстати, есть модель остановившегося или вечного времени — это сталинский кинематограф, воплотивший не изменчивую историческую реальность, а ее незыблемый лик в том виде, в каком он представляется внутреннему взору каждого верующего коммуниста, простите за масляное масло. Поэтому, кстати, столь бесполезны все попытки разоблачения этого кино.

И опять же реплика калеке Гутину: перформативным, то есть приказным или нормативным является не всякое кино. Сталинский кинематограф, безусловно, тяготел к нормативности: не зря же вождь говорил, что кино — это иллюзион, который диктует жизни свои законы. Хотя тот болван, который вздумал бы вести себя в соответствии с образцами, которые диктовало ему кино, немедленно оказался бы в местах, не столь отдаленных от Перми, где мы так славно проводим отсутствующее время.

Калека Прожико спрашивала у калеки Шемякина, сколько интерпретаций можно извлечь из творчества калеки Косакурова. Глубоко научный ответ на этот фундаментальный вопрос звучит так: “Это зависит”. От чего? — спросите вы. От того, откуда извлекать эти интерпретации — из кадров или из межкадровой пустоты. Пустота ведь чревата не только кварками для мистера Кларка, но и смыслами. Из кадров извлекаются необходимые смыслы, из пустоты между ними — допустимые. Первые выводимы из фильма, последние из него не выводимы, но ему и не противоречат. Одни принадлежат фильму, другие — интерпретатору. Высасывание смыслов из Пустоты, равнозначное вдуванию в нее смыслов, иллюстрируется известным анекдотом, в котором врач последовательно демонстрирует клиенту квадраты с одним, двумя и тремя прямоугольниками внутри и предлагает тому описать возникающие у него образы. “Комната, кровать, голая баба... Комната, две кровати, две голых бабы... Комната, кровать... Боже мой, доктор, да вы сексуальный маньяк!”. Между прочим, мужчины больше склонны интерпретировать кадры, женщины — то, что находится между ними.

Знаменитый “эксперимент Кулешова” как раз и продемонстрировал вдувание смысла в щель между кадрами. Лицо Мозжухина в первом кадре и тарелка супа во втором в сознании зрителя образовали мысль о том, что человек голоден. В фильме отсутствующего здесь калеки Манского “Благодать” режут поросенка. Встык даются кадры вроде бы наблюдающих за этим баб. Калека Гутин сделал отсюда вывод, что отраженный показ жертвоприношения хряка Васьки художественнее прямой его демонстрации. Но бабы-то были сняты днем раньше в совершенно другой обстановке. Это говорю я как человек, стоявший за кадром в момент съемки. Кстати, калека Воронов, замечательно снявший фильм, в этой сцене почему-то упустил самое выразительное: после того, как Амплей в первый раз ткнул Ваську ножом, тот завизжал нечеловеческим голосом, как будто его режут, упал, поднялся на шатающихся ногах и стал лихорадочно жрать траву, одновременно извергая мочу и кровь. Я хочу сказать, что если бы натуралистическая съемка была продолжена, фиксация факта могла бы создать художественное качество.

Кстати, это неверно, что когда Пилат в Евангелии от Иоанна спросил у Христа: “Что есть истина?” — тот промолчал. Промолчал евангелист, и в это знаменитое библейское молчание между строками, о котором так выразительно писал Шарль Ауэрбах в “Мимесисе”, и в которое мы вдуваем свои смыслы.

Доклад вашего калеки Матизена, если угодно, может называться так: “Пустой отрезок, как базовая модель интерпретации фильма”. В качестве затравки я покажу, как в отрезок вписываются две модели субъективного времени, о которых упоминал наша первая “Кама-с-утра”. Обе они связаны с первой апорией Зенона. Апория звучит так: чтобы пройти отрезок пути, нужно сперва пройти его половину; чтобы пройти половину, нужно сперва пройти четверть и т.д., но этот процесс бесконечен. Можно сформулировать апорию иначе: чтобы пройти отрезок, нужно сперва пройти его первую половину, затем еще четверть, затем еще восьмушку и т.д. На самом деле парадокс в том, что пройти можно — нельзя лишь перечислить все указанные этапы прохождения. Опровержение Зенона не в том, что один мудрец стал ходить пред другим, а в том, что он стал ходить молча: если бы он вздумал параллельно описывать указанные в апории шаги, он бы не кончил до скончания веков. Апория Зенона в некотором смысле связана с субъективным временем: так вот, первая наша “Кама-с-утра” утверждала, что человеческая жизнь в субъективном переживании ускоряется от начала к концу. Это можно изобразить так, что вторая ее половина длится для человека столько же, сколько вторая четверть, которая длится столько же, сколько вторая восьмушка и т.д.

Вторая модель — это модель саспенса или напряженного ожидания конца. Так идет время в поезде, в сауне, при пересиживании друг друга под водой, когда очень хочется в туалет, который далеко, а также на семинаре, когда слушатель никак не может дождаться, пока докладчик закончит. Здесь первая половина доклада длится столько же, сколько третья четверть, та столько же, сколько седьмая восьмушка и т.д.

Теперь изобразим на отрезке модель реального времени, которое протекает в документальном фильме, последовательно снятом — для простоты — без рапидов одной камерой. Разобьем отрезок произвольным образом на части и закрасим их последовательно красным и черным цветами. Начало первого красного отрезка — это физическое время начала первого снятого и вошедшего в фильм кадра, скажем, 19 января 1998 года в 3.45 пополудни, конец этого отрезка — физическое время его окончания, скажем, пятью минутами позже. Первый черный отрезок — физический временной промежуток между концом первого кадра и началом второго и так далее. Последний отрезок — последний кадр и он, естественно, должен быть красным.

Это, повторяю, реальное съемочное время фильма, состоящее из красных кадровых промежутков и черных межкадровых зияний или, по-гречески, хиатусов.

Возможны три различных соотношения между общей длиной кадров и общей длиной зияний. Суммарная длина кадров — это длина фильма, которая варьируется в пределах от нескольких минут до полутора часов. Сериалы я здесь не рассматриваю.

В первом случае сумма хиатусов равна нулю. Это соответствует фильму, снятому одним кадром — как “На десять минут старше” Герца Франка или его печенкинскому римейку “Игра”.

Во втором случае сумма зияний того же порядка величина, что и длина фильма. Это, в общем, случай почти непрерывного времени, хотя его разрывность можно тем или иным способом подчеркнуть: стрелками часов, сменой одежды и т.д.

В третьем случае между кадрами проходит гораздо больше времени, чем внутри них. Это случай продолжительного кинонаблюдения, о котором говорил калека Муратов. Здесь кадры ввиду их относительной непродолжительности можно обозначить точками на временном отрезке.

Теперь покажем, как течет внутреннее время фильма, когда кадры монтируются не во временной, а в художественной последовательности. Иными словами, я сейчас нарисую преобразование фабулы в сюжет. Выберем кадр, который будет стоять первым в фильме, и от его конца по дуге прочертим стрелку к началу второго кадра фильма, от его конца — к началу третьего кадра и т.д. При этом нарисуем сверху те стрелки, которые идут слева направо, то есть по ходу реального времени, а снизу нарисуем те, что идут против реального времени. Получится составленная из дуг кривая. Оговорюсь лишь, что мысль об этой кривой пришла мне в голову при чтении классической работы Льва Семеновича Выготского о “Легком дыхании”, упоминавшегося калекой Шемякиным Бунина. Открытие, которое сделал Выготский, состояло, как вы помните, в том, что художественная форма снимает (не в фотографическом, а в гегелевском смысле) впечатление от материала. Материал производит тяжелое и мутное впечатление (которое в рассказе сохраняется в снятом виде), тогда как рассказ создает очищение аффекта или катарсис. Выготский же впервые вычертил соответствие между фабулой и сюжетом, но он использовал два отрезка — фабульный и сюжетный, расположив их параллельно друг над другом, а стрелки проводил от первого ко второму.

Замечу, что в фильме зияния часто не менее значимы, чем кадры — не только потому, что в них вчитывается смысл, но и потому, что эстетический эффект производится самим скачком во времени. При этом, как совершенно справедливо указал калека Аристов, этот временной скачок заметен только по пространственным изменениям внутри кадра. Чем больше пространственный дифференциал, тем больше эстетический толчок — отсюда и проистекают известные правила монтажа кадров и внутрикадровых движений.

Теперь я воспроизведу размышление, которое вычитал у Эйзенштейна. Он приводит четверостишие Пушкина: “Тот опрокинут булавою, тот легкой поражен стрелою, а тот, придавленный щитом, растоптан бешеным конем”. Стих как стих, ничего особенного. И только такой патологически глубокомысленный человек, как Сергей Михайлович, мог задуматься над тем, почему орудия убийства расположены в стихе в том, а не в другом порядке. Объяснение он нашел такое: приписал легкой стреле вес 1, более тяжелой булаве вес 2, а самому тяжелому коню — вес 3, и заявил, что эстетический эффект от всей сцены равен сумме “скачков” от веса одного орудия к весу другого. При линейном расположении стрела-булава-конь суммарный эффект равен 1+1=2, а при том, который избрал Пушкин, то есть булава-стрела-конь, он равен 1+2=3. Большего результата достичь нельзя. Эйзенштейн также сравнил этот оптимальный художественный эффект с тем, как человек для более сильного удара по мячу сперва отводит ногу назад и лишь затем толкает ее вперед.

Ситуация легко обобщается на произвольное количество “орудий” или “кадров”, если приписать каждой монтажной склейке художественный эффект определенной величины и поставить задачу найти такую последовательность склеек, при которой суммарный эффект будет максимальным. Математически эта задача ничем не отличается от задачи прокладки самого длинного маршрута через заданные на карте города, поскольку каждой паре городов соответствует определенное расстояние между ними. В нашем случае “города”-кадры расположены на одной прямой, а эстетический эффект от склейки двух удаленных в реальном времени кадров можно соизмерить с величиной временного интервала между ними. Задача состоит в том, чтобы нарисовать состоящий из дуг маршрут наибольшей протяженности, проходящий через отмеченные точки.

Не погружая вас в чисто математические выкладки, сообщу результат: оптимальный маршрут имеет спиралевидную форму, начинаясь из серединной точки и далее прыгая взад-вперед. Среди кривых есть параболы или писсоиды, то есть кривые, по которым люди писают. Нарисованную мной высокохудожественную спираль я скромно предлагаю назвать матизоидой.

Это — модель нерастяжимого, внутрикадрово необратимого, одномерного и однокамерного времени. При большем числе камер нужно взять несколько синхронных временных отрезков, и на каждый из них наносить кадры, снятые какой-то одной камерой, а монтажные стрелки тянуть между ними. Убыстрения, замедления и возвратный ход времени нужно помечать особо. Интересный парадокс: если показать фильм “На десять минут старше” задом наперед, то, казалось бы, должен получиться антифильм “На десять минут младше”. На самом деле получится тот же фильм — особенно если не обращать музыку. Между прочим, действительное число, обратное самому себе, есть единица. Фильм Франка и есть единица измерения документального кино.

Не менее интересно и то, что этот фильм — единственный, равный также своему другому, “зеркальному” обращению: вообразите себе такой же десятиминутный фильм о том же мальчике, смотрящем фильм “На десять минут старше” — это был бы по сути тот же фильм. Можно сделать и целую последовательность фильмов-отражений:

1) смотрящий нечто (хоть бы и на свое отражение в зеркале);

2) смотрящий на смотрящего нечто;

3) смотрящий на смотрящего на смотрящего нечто и т.д.

В связи с этим имеет смысл указать еще на одну ось — ось субъективного времени смотрящего фильм человека, то есть время зрителя. Все мы по опыту знаем, что короткий сам по себе кадр иногда кажется до бесконечности затянутым, а длинный фильм пролетает как мгновение, в чем тоже может не быть ничего хорошего, поскольку все слипается в точку, как в клипе. Идеальное кино — это кино, внутреннее время которого изометрично времени зрителя.

Принципиально нелинейное время я заметил здесь только в одном фильме — в “Лешкином лугу” калеки Погребного. Это сцена, когда в три четверти экрана показывают телевизор, по которому идет любительская видеосъемка, сделанная кем-то из героев. Если бы ее показывали в полный экран, ее можно было бы отметить на синхронной параллельной оси и показать монтаж стрелками. Но в том-то и дело, что здесь дано “прошлое в настоящем”. Та же ситуация возникла бы в том случае, если бы герои смотрели телевизор, по которому показывали бы одну из ранних частей этого же фильма. А в этом телевизоре был бы виден еще один телевизор, и т.д.

На этой дурной, но совершенно реальной бесконечности я бы и хотел закончить свой доклад, потому что иначе я не мог бы его закончить — аналогично тому, как Зенонов путешественник не может завершить свой путь с его синхронным описанием. Но я его не закончу, потому что есть еще

P.S. Отвлекаясь от кино в не менее приятную сторону упомянутого мной анекдота о том, кто же на самом деле сексуальный маньяк, замечу, что схема отрезка с дугами легко интерпретируется в меру испорченности докладчика. А именно: пусть начало отрезка обозначает — момент рождения некой представительницы прекрасного пола, конец отрезка — момент перехода ее души в более прекрасный мир. Первая точка — момент начала ее любовной жизни, последняя точка — момент окончания ее любовной жизни, а интервал между ними называется любовным. Первая дуга — время ее первой любовной связи, вторая дуга — время второй связи и т.д. Теперь несколько определений: дама называется беспростойной, если над каждой точкой любовного отрезка проходит хотя бы одна дуга. Любовники называются напарниками, если их дуги проходят хотя бы над одной общей точкой. Один любовник доминирует над другим, если его дуга полностью накрывает дугу другого. Любовник называется доминантом, если он доминирует над всеми напарниками. Любовник называетсяглобальным или супердоминантом, если его дуга простирается над всем любовным промежутком. Дама, имеющая глобального любовника, называется относительно верной. Дама, любовные дуги которой не имеют под собой общих точек, называется локально однолюбивой. Множество доминантов одной дамы называется ее ближним кругом. Сумма длин всех поддужных отрезков называется временем любви. Отношение времени любви к длине любовного интервала называется интенсивностью любовной жизни. Средневзвешенное по всему любовному интервалу число любовников называется средней плотностью любовной жизни. Как назвать даму, у которой время любви больше времени жизни, можете определить сами в качестве домашнего задания. Любимый тост калеки Шемякина: “Выпьем за мое здоровье, потому что если буду здоров я, то будут здоровы все женщины нашего города. Если будут здоровы все женщины нашего города, будут здоровы все мужчины нашего города. Если будут здоровы все мужчины нашего города, будет здорова моя жена. А если будет здорова моя жена, то буду здоров и я!” - рисует классическую любовную петлю.

Пусть это краткое введение в мою математическую “Теорию любовных связей” и послужит кратким заключением сегодняшней “Кама-с-утры”.