RUS

100th Anniversary of Russian Cinema Program

Russian State Film and Photo Archive (RSFPA) presents three programs including fiction and non-fiction films and newsreel of 1909-1914.

Most of the program is made up of documentaries but there are two fiction films: “Christmas In A Trench” by Yakov Protazanov, 1914, the only film in RSFPA belonging to Russian Cinema Golden Series, and “300th Anniversary Of Romanov House” produced by A.O. Drankov’s and A.G. Taldikin’s company in 1913 presenting the most important events of Russian and Romanov dynasty history from 1612 through 1912. This is fiction but the film is ended with documentary shots of Nicolas II coronation (1896), unveiling of Alexander III monument in St. Petersburg (1909) and 100th anniversary of Battle of Borodino (1912).

Documentary newsreel demonstrates diversity of social, cultural and political life of Russian cinema during its first years. Audience may visit writer Leonid Andreev’s dacha (1909), to witness unveiling ceremony of memorials devoted to heroes of Patriotic War of 1812 in Vyazma and to Peter I in Tula and opening of the new bridge over the Volga in Rzhev (1911). This film is peculiar for unique panorama of Rzhev which was almost totally ruined during the Great World War.

The film “Riga Celebrations” (1910) and “Nicolas II Visiting F.E. Falz-Fein’s Estate Askania-Nova” (1914) not only captured top leaders of the Russian Empire but also landscape and atmosphere of Riga, its citizens and founder of the first Russian reserve “Askania Nova”, one of the most known nowadays.

However not only state figures were characters of the films. In 1910 hieromonch Iliodor who used to be Grigori Rasputin’s friend was filmed in Tsaritsino.

Russian filmmakers were also inspired by humanism ideas. Such films as “Bringing-up Blind Children” (1909) and “Tsarevich Alexei Nikolaevich Orphanage Ship In Sevastopol (Little Seamen’s Life)” (1911) may be considered as a prove of that.

Popular science films were also shot in Russian of those times, for example, such films as “Zoological Garden In St. Petersburg” (1913) and “American Type Freight Cars Assembly” (before 1917).

The First World War is presented in many newsreels but this war was unsuccessful for Russia so the most interesting film in this context is “Galicia” (1914) that depicts success of Russian army. However this film does not show battles but peaceful life in occupied by Russian troops city of Lvov and adjacent regions.

Shorts of India emperor George V coronation (1911) stand apart in the programs of the Archive. These shorts are unique because these are the only shorts remained of the first color feature documentary «The Durbar At Delhi” (7649.8 m.). The film was produced by «Natural Colour Kinematograph Co.» in 1911-1912 on two-color system «Kinemacolor®». The color reconstruction of the film was made by N.A. Mayorov.

Program 1

Leonid Andreev. Production of A Drankov company, filmed by A. Drankov, 1909, 5 min.
Opening of The Beidge Over the Volga in the Center of Rzhev”, 1911, 10 min.
Hieromonch Iliodor. Filmed by Parfianovich, 1910, 5 мин.
Bringing-up Blind Children. Produced by A.A. Khanzhonkov company, 1909, 4,5 min.
Zoological Garden In St. Petersburg. Produced by Gomon company, filmed by A.F. Winkler, 1913, 4 min.
India Emperor  George V Coronation. «Kinemacolor», 1911, 15 min. Color Reconstruction.

Program 2

American Type Freight Cars Assembly. By 1917, 16 min.
Galicia. Produced by Skobelevsk Committee, 1914, 35 min.
Christmas In A Trench. Produced by Russian Golden Series,director Yakov Protazanov, 8 min.

Program 3

Riga Celebrations. Produced by A. Drankov, 1910, 6 min.
“Tsarevich Alexei Nikolaevich Orphanage Ship In Sevastopol (Little Seamen’s Life)”. Filmed by A.A. Rillo, 1911, 8 min.
Nicolas II Visiting F.E. Falz-Fein’s Estate Askania-Nova.1914, 10 min.
300th Anniversary Of Reigning Romanov House (fiction). Produced by A.A. Drankov and A.G. Taldikin company, filmed by N.F. Kozlovskiy. 1914, 36 min.

ENG

Программа «Сто лет российского кино»

Российской государственный архив кинофотодокументов представляет три программы, объединяющие документальные и игровые фильмы и съемки за период с 1909 по 1914 годы.

В большинстве своем, это документальные кадры, но среди них есть и два игровых фильма: это «Рождество в окопах», режиссера Якова Протазанова, 1914 года, единственный из имеющихся в РГАКФД фильмов Русской Золотой серии, и «Трехсотлетие царствующего Дома Романовых», производство фирмы А.О.Дранкова и А.Г.Талдыкина, 1913 г., представляющий из себя кинематографическое изложение важнейших событий истории России и Дома Романовых за период с 1612 до 1912 годов. Фильм игровой, но заканчивается документальными кадрами коронации императора Николая II (1896г.), открытия памятника Александру III в Санкт-Петербурге (1909 г.) и празднования 100-летия Бородинской битвы (1912г.).

Документальные съемки иллюстрируют многообразие общественной, культурной и политической жизни в российском кинематографе первых лет его существования. Зрители могут побывать в гостях на даче у писателя Леонида Андреева (1909г.), увидеть церемонии открытия памятника героям Отечественной войны 1812г. в г.Вязьме и Петру I в г.Туле и открытие нового моста через р.Волгу в г.Ржеве (1911г.) – этот фильм замечателен еще и уникальной панорамной круговой киносъемкой г.Ржева, архитектура которого практически полностью была уничтожена в ходе боев Великой Отечественной войны.

Фильмы «Рижские торжества» (1910г.) и «Посещение Николаем II имения Ф.Э.Фальц-Фейна Аскания Нова» (1914г.) не только запечатлели высших должностных лиц Российской империи, но и сохранили до наших дней виды и атмосферу г.Риги, лица его жителей, а также создателя фактически первого в Российском государстве, ныне всемирно известного заповедника Аскания Нова.

Но не только государственные деятели были «героями» синематографических сеансов – в 1910г. была осуществлена киносъемка в г.Царицыне иеромонаха Илиодора, одно время являющегося другом Григория Распутина.

Идеи гуманизма не были чужды российским кинематографистам, чему служат примером такие фильмы, как «Воспитание слепых детей» (1909г.) и «Приют-корабль имени наследника цесаревича Алексея Николаевича в
Севастополе (Жизнь маленьких моряков)» (1911г.).

К жанру научно-популярного кинематографа можно отнести фильмы «Зоологический сад в Петербурге» (1913г.) и «Сборка товарных вагонов американского типа» (до 1917г.).

Первая мировая война запечатлена в большом количестве кинохроники, но война эта для России была, в целом,  неудачна, поэтому особый интерес вызывает фильм «Галиция» (1914г.), запечатлевший успех российской армии, но показывающий не боевые действия, а мирную жизнь в занятом российскими войсками г.Львове и прилегающей области.

Особняком в предлагаемых архивом программах стоят кадры коронации Георга V императором Индии (1911). Эти кадры замечательны тем, что это единственные сохранившиеся в мире кадры некогда большого (7649,8 м.) первого в мире цветного полнометражного документального фильма «The Durbar At Delhi» (Торжественный прием в Дели), снятого английской компанией «Natural Colour Kinematograph Co.» в 1911-1912 годах по двухцветной системе «Kinemacolor®», цветная реконструкция которого осуществлена Н.А.Майоровым.

Демонстрация на фестивале «Флаэртиана-2008» фильмов из фондов РГАКФД стала возможной после проведения сотрудниками архива работ по научной реконструкции первоначального их монтажа.

1 программа

 Леонид Андреев. Производство фирмы А.Дранкова, съемки А. Дранкова, 1909, 5 мин.
 Открытие моста через Волгу в центре г. Ржева, 1911, 10 мин.
 Пате-журнал №.... Производство фирмы Пате, 1912, 10 мин.
 Иеромонах Илиодор. Съемки Парфиановича, 1910, 5 мин.
 Воспитание слепых детей. Производство фирмы А.А.Ханжонкова, 1909, 4,5 мин.
Зоологический сад в Петербурге. Производство фирмы Гомон, съемки А.Ф.Винклера, 1913, 4 мин.
Коронация Георга V императором Индии. «Kinemacolor», 1911, 15 мин. Цветная реконструкция.

2 программа

Сборка товарных вагонов американского типа. До 1917, 16 мин.
Галиция. Производство Скобелевского комитета, 1914, 35 мин.
Рождество в окопах. Производство Русской Золотой серии,
(прокат фирмы Тиман и Рейнгардт), режиссер Яков Протазанов, 8 мин.

3 программа

Рижские торжества. Производство фирмы А. Дранкова, 1910, 6 мин.
Приют-корабль имени наследника цесаревича Алексея Николаевича в
Севастополе (Жизнь маленьких моряков). Съемки А. А. Рылло, 1911, 8 мин.
Посещение Николаем II имения Ф.Э.Фальц-Фейна Аскания Нова.1914, 10 мин.
Трехсотлетие царствующего Дома Романовых (игровой). Производство фирмы А. О. Дранкова и А. Г. Талдыкина, съемки Н. Ф. Козловского. 1914, 36 мин.