+7 (342) 241-38-02
+7 (342) 241-38-02Позвонить
ENG

Все новости

Почему Шаламов? Интервью Павла Печенкина Жану-Мишелю Перно

Несколько лет назад французский путешественник Жан-Мишель Перно заинтересовался Пермской синематекой, которая была организована на Урале 10 лет назад, в день 70-летия Французской синематеки. Познакомиться с автором проекта, российским коллегой Павлом Печенкиным Жану-Мишелю удалось в 2016 году, когда появился документальный фильм «Варлам Шаламов. Опыт юноши». Именно этот фильм стал поводом для встречи Жан-Мишеля с президентом фестиваля «Флаэртиана». Перно взял у Печенкина интервью, где режиссер рассказывает о причинах, подтолкнувших к съемкам фильма о Варламе Шаламове. Текст войдет в книгу Жана-Мишеля Перно как рассказ о феномене пермского кинематографа. Мы публикуем переведенный с французского текст.

Приятного чтения!

Март 2016

Беседовал Жан-Мишель Перно

 

Почему Шаламов?

Почему Шаламов? Несколько причин. Первая причина личная. Я родился в поселке на севере Пермской области, куда моих бабушку и дедушку депортировали во время коллективизации. Их выслали в 1929 году, отобрали все имущество и большой дом. Это была богатая семья, самая богатая в том селе, где они жили. Тогда им дали лошадь и сани, на которых можно было что-то увезти. Стоял январь, около тридцати градусов мороза, а моему отцу — всего два года. Ребенок просто замерз бы во время такого длинного путешествия через снега и бездорожье на санях. Тогда бабушка попросила моего прадеда, чтобы он взял мальчика на воспитание. Прадед согласился, его не раскулачивали, потому что он был единственный в деревне кузнец, а такой мастер нужен при любой власти. В прошлом году я поставил памятник на могиле моей бабушки и сделал фильм, о котором мы сейчас говорим, посвятил его событиям, которые происходили примерно в тех местах.

То, что тогда происходило, было началом создания ГУЛАГа как системы принудительного труда. Это «изобретение» появилось в ответ на вопрос Сталина: как сделать в стране индустриализацию за короткое время, вернуть стране былую силу, которой Россия обладала до революции, как сделать так, чтобы быстро построить мощные военные заводы? Зачатки капитализма, которые появились во время НЭПа после смерти Ленина, были на самом деле тут же задавлены. Сталин понимал, что капитализм не тот метод, которым можно привести всю планету к торжеству коммунизма. Потому что, как ни странно, идея перманентной революции и движения всего мира к светлому будущему всего человечества — коммунизму — была утопической и в конечном счете привела Германию к фашизму, а Россию — к геноциду собственного народа. По-моему, смерти, трагедии, человеческий ущерб во время сталинского правления были результатом неумения управлять обществом. Это было невежество и экономическое, и политическое, помноженное на романтизм, которым была наша страна бредила после революции. То была временная замена православию, замена романтичная, фанатичная, кровавая. Мой фильм стал попыткой разобраться в трагедии нашего народа — это вторая причина его появления на свет.

Третья причина – это уникальные материалы, попавшие мне в руки. В 1926—28 году Сталиным и его сотоварищами было принято решение, что индустриализация должна быть проведена в короткие сроки, с конца двадцатых до начала сороковых годов. Не было понятно, как именно это будет сделано, чьими руками. Мне даже кажется, что так называемое раскулачивание было всего лишь поводом, чтобы сослать миллионы человек туда, где была необходима бесплатная рабочая сила. Ведь высланные люди были богатые, работящие, умные, и они были не просто высланы на север Пермской̆ области, они лишались права передвижения, то есть фактически были приписаны к этой земле, у них не было документов. Это были люди, которых беспричинно выслали туда, где по плану индустриализации должны были быть построены заводы, нуждавшиеся в этой̆ рабочей̆ силе. В это же время группа деятелей̆, руководителей ЧК, ОГПУ во главе с Бокием, Берманом, Берзиным создали лагерь Соловки. В 1928 году был издан фильм из семи частей, длительностью семьдесят минут, который рассказывал, как этот лагерь устроен и как замечательно чувствуют себя в нём противники советской власти. Это была чистой воды показушная картина, где у рабочих были белые скатерти и цветы стояли на столах во время обеда, однако само устройство лагеря вполне соответствовало тому, что на самом деле было. Тогда лагерь еще не был так жесток, каким он стал позже, во время строительства Беломорканала и во время Колымы, но описание в этом фильме было точным. В этих местах оказался Шаламов в 1929 году, будучи молодым еще человеком совершенно, двадцати двух лет от роду, из-за того, что участвовал в демонстрациях против власти и занимался распространением т.н. завещания Ленина, где Ленин говорил в закрытом письме ЦК о том, что нельзя доверять власть Сталину, который̆ ее может узурпировать, что он жестокий̆ и необразованный человек. Здесь, в Пермском крае было самое начало ГУЛАГа, в 4-ом отделении Соловков — т.н. СЛОНа. Тогда был поселок Вежаиха, где было построено 4-ое отделение лагеря Соловки, а сейчас это город Красновишерск. Шаламов находился там буквально два-три месяца, был тут же завербован для будущей̆ стройки, потому что был грамотным человеком (он закончил три курса юрфака МГУ, такие люди нужны были для управления лагерем). Шаламов согласился на «перековку трудом». Во главе ГУЛАГа в 29-ом году встал Эдуард Берзин (латышская фамилия Берзиныш). Он был одной из главных фигур в известном «деле Локкарта», а в 1929 году он одновременно стал начальником лагеря и начальником строительства в Красновишерске. Мне в руки попал фильм «Соловки», а также фотографические архивы ОГПУ, которые снимали для отчета о строительстве Красновишерского целлюлозно-бумажного комбината. Негативы очень хорошего качества попали мне в руки лет пять назад. Когда я сканировал их, то увидел, что у меня в руках материалы о пребывании в лагере Шаламова. В то же время я читал книгу Шаламова «Антироман. Вишера». Основываясь на документах и материалах, я сделал этот фильм с моими коллегами, автором сценария стал Виктор Шмыров, а оператором — Андрей Коршунов.