+7 (342) 241-38-02
+7 (342) 241-38-02Позвонить
ENG

Все новости

Павел Печёнкин подвёл итоги года «Пермкино»

Мы бодро, по-лошадиному движемся вперёд.

Самый сложный проект этого года — проект «Видеть сердцем» о работе со слабовидящими и незрячими людьми. Мы ещё в самом начале пути, это очевидно. Мне пока трудно оценить успешность проекта, но мы влезли в эту область и отступать нельзя — в Перми появится кинотеатр для слепых. В следующем году мы намерены получить федеральное финансирование на создание тифлопереводов и приспособление киноцентра под нужды слабовидящих людей. Предстоит очень много работы. И дело не в оборудовании коридоров. Ведь проблема незрячих людей не в том, что они не видят. Их проблема, прежде всего, психологическая. Под влиянием слепоты человек становится другим, и в его понимании практика «посмотреть кино» отсутствует по запросу. И это не технологическая проблема. Хотя техническую возможность мы людям, я надеюсь, предоставим.

Моя самая большая радость — это поставленный на ноги проект медиаобразования. Сначала его вообще никто не понимал, даже те, для кого он создавался. Но сейчас, по прошествии 10 лет я вижу, что нам удалось убедить окружающих в том, что медиаобразование работает и оно необходимо.

В этом году мы сами себе повысили планку. До этого работали только со школами. Разного уровня… от элитных до школ на окраинах. А с этого года рванули в глубинку, стали активнее работать с детскими домами, малолетними преступниками.

Мотивация — это такая тонкая материя, с которой мало кто понимает, как работать. Родителям надоели их чада, они их не понимают. Детям надоели их родители, они их тоже не понимают. В этот момент и появляется медиапедагог, который с помощью кино прокладывает мостик через эту эмоциональную бездну.

Фильмы диктуют нам модели поведения. Хуже, если модель поведения человеку диктует телевизор.

Кино — это эмоциональная диалоговая среда, в которую зритель погружается на время фильма. Медиапедагог работает с взрыхлённой эмоциональной почвой только что приобретённого опыта — в этом и уникальность нашей методики.

Впечатление, что учителям на местах не хватает воли. Многие школы, библиотеки и музея края выходят на медиаобразовательный отдел. Они слышали о медиаобразовании, но не знают, с чего начать работу в этом направлении. Чтобы объяснить им механизм работы, мы запустили пилотный проект «DOC. УРОК». Уже получили на него грант, проверили команду, опробовали в десятке городов края  и поняли, что проект очень востребован в регионе. По сути, «DOC. УРОК» предусматривает обучение людей технологии работы с кино. Система образования, кстати, до сих пор остаётся в стороне от этой истории. Увы.

Наша задача — сделать так, чтобы в каждом учреждении культуры и образования появился медиапедагог. Проект «DOC. УРОК» — это предтеча постоянно действующей на базе «Пермкино» школы медиапедагогики. Надеюсь, с 2018-го года она будет создана.

Главный эксперимент года — это смена в лагере «Нечайка». Случился, на мой взгляд, замечательный просветительский проект для детей, игра в кино. 180 детей попали на тематическую киносмену. Даже захотелось свой лагерь сделать, человек на 50. Сейчас мои студенты ведут детскую киностудию, половина учащихся в которой из «Нечайки».

Чтобы снимать кино, нужны деньги. Хотя сегодня можно делать фильмы и на айфон. В этом году две наши студентки — Олеся Епишина и Даша Абатурова — получили кучу призов. Неожиданно для себя и для меня.

Если честно, на смотре дипломов курса Даши Абатуровой были куда более сильные работы. Комиссия поставила Даше оценку и отпустила. А та вдруг решила доработать «Дневник училки». И доработала до лонг-листа «Золотого орла».

Хочешь быть профессионалом, заниматься только кино? Поезжай в Москву и составляй конкуренцию четырём тысячам членов Союза кинематографистов. Многие уезжают и в итоге уходят работать на ТВ. А чтобы убить в себе режиссёра, нужно просто пойти работать на телевидение. 

Недавно я был в Москве, на встрече с Владимиром Толстым, советником президента по вопросам культуры. Рассказывал о том, что в Перми работает уникальная Пермская синематека, в которой есть киностудия «Новый курс», фестиваль документального кино «Флаэртиана» и киноцентр «Премьер».Я уверен в том, что в Перми нам удалось создать жизнеспособную  модель существования кинематографа в провинциальном центре.

Мой следующий фильм будет об Алексее Андрееве (Алексей Гурьевич Андреев, директор ОАО Пермская научно-производственная приборостроительная компания — прим.ред.), о подвиге поколения людей чуть старше меня. Вместо того, чтобы «замотать» активы завода, распилить и сбежать в Испанию, Андрееву удалось развивать ПНППК до одного из самых передовых предприятий страны.

Киноцентр «Премьер», наконец, стал понятен жителям города. Вместе с Анной Сидякиной мы каждый месяц составляем репертуар из фильмов, которые упускают коммерческие кинотеатры. Здесь можно посмотреть хорошее европейское и российское кино, документальные фильмы. А ведь когда я пришёл сюда, в «Премьере» было всего три крохотных зала, ни одного мало-мальски нормального проектора и сауна на месте сегодняшнего шестого зала .

Министерству культуры я пытаюсь объяснить то же, что и всем: воспитание и образование — это главная задача кино. Я талдычу об этом 11 лет. К сожалению, политика минкульта выстроена таким образом, что поддержка год от года меньше, а план по зрителю все выше. По меньшей мере, странное отношение к интеллектуальному продукту, который влияет на умы людей…

Парадигму современного игрового кино создаёт Голливуд. И победить его невозможно хотя бы потому, что бюджет одного фильма у них равен бюджету всего нашего кинематографа. В России перевёрнутая логика: у нас зарабатывают на производстве, в Америке — на прокате. Впрочем, в Европе картина такая же, как у нас.

В 2017-м году мы точно проведём ещё одну смену в лагере «Нечайка», точно проведём полугодовую программу «DOC.УРОК» примерно в десяти районах края. И подведём итоги этих проектов на медиафоруме в рамках «Флаэртианы».

Фестиваль «Флаэртиана» центральное место в нашем деле. Каждый год он даёт импульс остальным кинособытиям в Перми. Мы привозим в Пермь большое количество фильмов со всего света и тем самым заявляем уровень наших профессиональных претензий к кино и к жизни. Я рад той тёплой и дружественной атмосфере, которая сложилась на фестивале.

Документальное кино имеет куда больше отношения к жизни, чем любое игровое.

Года два назад, когда я увидел в коридоре Владимира Владимировича Маланина, который пришёл смотреть документальное кино на «Флаэртиану», я офигел. Сейчас доккино смотрят на трёх факультетах классического университета: филологический, философско-социологический и юридический, положив его в составную часть учебного процесса.

Мы очень хотим дружить с Педуниверситетом. Не просто дружить, а работать совместно. В 2017-м в Педе появится магистратура по медиапедагогике. Это шаг огромной важности.

Среди своих студентов я стремлюсь создавать среду, где ты сам должен что-то делать, к чему-то стремиться. А если не стремиться — то ты полный ноль, интереса к тебе нет никакого. Среду помогает создать «Флаэртиана», которая задаёт нужную планку.

Я спровоцировал кинопроцесс в Перми, но не пытаюсь его контролировать. Я буду счастлив, если буду жить где-нибудь за городом и иногда приезжать в Пермь, наблюдая, как моё дело цветёт и пахнет. Я уже близок к этому.

Последнее, что я хочу сделать в своей жизни, это создать самовоспроизводящуюся систему для учителей и педагогов. Чтобы Педуниверситет и институт культуры начали готовить хороших специалистов в сфере кино и медиаобразования. И чтобы эти специалисты естественно, без нажима шли работать в школы. Это было бы здорово. Тогда я бы посчитал, что сделал своё дело.